На главную ФорумМнения участников и жюриНовости Сайт поддерживается в: Челябинском ЛИЦЕЕ №11
Новости

30.09.2006 - Компетентное мнение о конкурсе

Член оргкомитета конкурса «Учитель года России», исполнительный директор «Фонда поддержки российского учительства» Сафронов Сергей Александрович уже 14 год принимает участие в подготовке этого состязания.



 Член оргкомитета конкурса «Учитель года России», исполнительный директор «Фонда поддержки российского учительства» Сафронов Сергей Александрович уже 14 год принимает участие в подготовке этого состязания.

  - Что интересного планируется в финале? Будут ли какие-то сюрпризы для участников конкурса?

  - Главный сюрприз заключается в том, что некоторые участники станут победителями и получат призы. Мы надеемся, что церемония награждения будет приятной для всех, кто на нее придет, мы задумали некоторые интерактивные вещи. Посмотрим…

  - Вы много лет занимаетесь проведением этого конкурса. Какие тенденции в подготовке учителей вы увидели за это время? Как изменились участники конкурса?

  - Я думаю, что учителя меняются вместе со страной, с конкурсом. Прежде всего, сегодня эти люди стали более раскованными, более непосредственными. Например, когда конкурс только начинался – а это было еще советское время – от учителей требовалось больше сдержанности. Сейчас учителя позволяют себе использовать сленг, неформально общаться с учениками. Раньше на это было табу.

Мне кажется, что чем больше свободы у учителя в выборе своего жанра и стиля, тем он интереснее ученикам. Если учитель играет какую-то чужую роль, прописанную в учебнике или вызубренную в педагогическом институте, он неинтересен как личность. А учительская профессия изначально складывалась примерно так: появлялся человек, который обладал каким-то знанием, вокруг него собирались ученики. Это уже потом профессия учителя стала использоваться государством для социализации граждан. Но если говорить о профессии учителя в изначальном, «творческом» смысле, то она, конечно, очень интересна и, прежде всего, основана на знании. Но не на знании учебников или компьютерных программ, а на знании, которое человек открыл сам для себя, которое он через себя пропустил. Учитель должен вызывать интерес. Если он не интересен ученикам, то, соответственно, все, что он говорит, тоже не будет вызывать у них интереса.

  - Говоря о Пеликане Пеликановиче, изображенном на сайте, вы назвали его строгим. Почему именно это качество?

  - Его рисовали молодые ребята. Они, конечно, постарше учеников, но даже если вы будете играть в игру «Сто к одному» и опросите сто человек, задав им вопрос: «Какой эпитет подойдет учителю?», вы получите ответ «строгий». Это наша традиция. И в этом нет ничего плохого, потому что строгость – это не жестокость, не подавление. Это просто определенный стиль взаимоотношений. Дело в том, что учитель должен все-таки держать дистанцию со свом учеником, потому что обучение призвано помочь человеку усвоить рамки социального поведения, поведения вообще. Человек в школе учится каким-то регламентам и правилам, нормам для существования в человеческом сообществе. Учитель своей строгостью показывает, что бывают другие стили поведения и что иногда нужно следовать определенным правилам. Хотя, конечно, иногда учитель может себе позволять выходить за рамки, если это имеет педагогический смысл.

  - В составе большого жюри присутствуют ученики. Как вы относитесь к идее набрать туда несколько двоечников, кроме олимпиадников и отличников? «Как заинтересовать двоечника?» - задача не из легких.

  - Я никогда не был двоечником и, наверно, не могу оценить эту ситуацию точно, не могу понять его позицию. В конечном итоге все зависит не только от учителя, но, разумеется, от ученика тоже. Он может придумать сотню оправданий своим оценкам – учитель плохой, времени нет…

Процесс обучения – это взаимный процесс, то есть движение как учителя так и ученика. Позиция двоечника, позиция человека в учебе неуспешного – интересна ли она?

Может быть, стоит и попробовать, но мне кажется, что людям, которым неинтересен процесс обучения, не будет интересен и этот конкурс.

  - Если посмотреть историю конкурса, то выяснится, что большинство финалистов мужчины. Как вы думаете, почему?

- Если брать конкурс, то это ситуация стресса и конкуренции. Мужчина в большей степени в состоянии выдерживать большие нагрузки – просто природой так предопределено. Кроме того, мужчины самой природой более приспособлены для лидерства. Мужчина легче идет на риск. Поэтому женщины менее подходят для этой ситуации. И в политике также происходит. Мужчина доминирует не только с точки зрения генетической предрасположенности, но еще и социальной. В определенном смысле это культурная традиция, которая у нас господствовала. Хотя сейчас   ситуация меняется. Во многих странах женщины приходят к власти, отношение к ним уже другое. На конкурсе тоже. В прошлом году в пятерке победителей больше было женщин.

  - Вы болеете за кого-нибудь?

  - Нет, не болею. Все участники находятся в равных условиях. Даже если организаторы и испытывают   к кому-то симпатию (урок понравился, например), отношение ко всем одинаковое. На конкурсе наша функция - поддерживать участников. Нам хочется, чтобы им всем было хорошо, приятно, комфортно. Как я могу кого-то выделять? К тому же, я не знаю их так хорошо, только урывками смотрю выступления. Мне они все симпатичны – красивые, открытые лица, искренние. Главный критерий, на мой взгляд, – это искренность. Если человек ничего не придумывает, а говорит так, как он чувствует, это сразу привлекает. Если же человек начинает играть на публику, выдумывать «супер-бупер-креативные технологии», то это, конечно, оттолкнет. Личность – это и есть креативная технология.

  - Как вы считаете, хороший учитель обязан быть хорошим человеком?

  - Я, конечно, скажу «да». Потому что так ответят все, и это действительно правильно.   Вопрос заключается в другом - что значит «хороший человек»? Что такое хорошо и что такое плохо? На самом деле, все в жизни имеет две половины, которые между собой взаимосвязаны. Это как древнекитайский знак «инь и янь», где все перемешано, мужское и женское начало. Поэтому в одном случае человек предстает хорошими гранями, в другом – плохими. Если отвечать на этот вопрос, то учитель должен быть хорошим для своих учеников. Это самое главное.                                                                                                                                                                       

Разговаривала Екатерина Соколова

Еще нет комментариев
Оставить свой комментарий
Имя:
Комментарий:
Отправить
   Все номера газеты Пеликан-2006
rss 0.91
rss 1.0
rss 2.0
Можно скачать и распечатать. Редакция не возражает :)
© 2006 Челябинск, Лицей N11 и ПРБ.
Всероссийский конкурс «Учитель года 2006» глазами детей